Каким быть итоговому сочинению?

8 февраля в Москве на площадке Московской высшей школы социально-экономических наук состоялось заседание рабочей группы по вопросам совершенствования формата итогового сочинения. Обсуждение длилось почти 4 часа, в числе его участников - Александров Владимир Николаевич, учитель литературы Рощинской школы.

Какие вопросы стали предметом обсуждения? Во-первых, нужно было четко сформулировать образовательные цели, которые призвано реализовать итоговое сочинение. Многие методисты критически относятся к существующему формату, полагают, что учителя натаскивают выпускников, и те пишут обезличенные, лишенные живого чувства, шаблонные работы. С другой стороны, следует признать, что даже существующий формат при эффективном педагогическом руководстве имеет довольно большой воспитательный потенциал. Учащийся имеет возможность выбрать ту тему, которая ему кажется наиболее актуальной, использовать любое произведение из своего читательского опыта, сформулировать свою позицию и обосновать ее, используя элементы социокультурного опыта. Во-вторых, нужно было понять, по каким направлениям может идти развитие итогового сочинения. Кто-то предлагал отказаться от литературоцентричности, сделать экзамен «текстоцентричным», то есть учащиеся должны писать сочинение не по художественным произведениям, а на основе текстов из разных областей знаний (физика, химия, биология). Другие участники рабочей группы предложили разнообразить жанровые формы итогового сочинения, разработать такие типы письменного высказывания, которые бы учитывали направленность учащегося, соответствовали бы его возможностям и интересам.

Получился живой диалог, в котором столкнулись разные подходы, разные точки зрения. Материалы заседания были обобщены в итоговой резолюции, которую 11 февраля представили на заседании в Министерстве просвещения РФ.

В ближайший месяц члены рабочей группы должны конкретизировать свои предложения, дать методические рекомендации для будущей модели итогового сочинения, определить систему критериев для оценки письменного высказывания